Цифровые платформы оказания услуг
Цифровые платформы оказания услуг становятся неотъемлемой частью современной экономики, кардинально изменяя способы взаимодействия между потребителями и предоставляющими услуги. В России лидирующие позиции в данном направлении занимают платформы Яндекса: Доставка, Еда, Лавка и другие. Также россияне активно пользуются интегрированными платформами в других сервисах из смежных отраслей: большую популярность приобрели услуги доставки готовой еды или продуктов из магазинов, реализованные на платформах торговых сетей.
По данным одного из крупнейших банков России, в период с начала 2020 по конец 2023 гг. один только показатель – доставка еды (готовой и продуктов) на дом вырос более чем в 13 раз. Объём рынка данной сферы цифровых услуг превышает 650 млрд рублей, а 25% выручки ресторанов, по состоянию на конец 2023 года, приходится на «чеки» из доставки. Число заказов превысило 400 млн (в среднем 2,7 на одного россиянина в год).
Несмотря на все удобства, которые своим клиентам предоставляют цифровые платформы услуг, у них есть и свои проблемы, ключевая из которых – конфиденциальность данных: платформы собирают большие объёмы личной информации, хранят историю заказов, адресов, оплат, номеров телефонов и переписок. В 2022 году «Яндекс.Еда» признала, что в результате хакерской атаки публичными стали данные о заказах миллионов людей. Последствия утечки так и не были компенсированы пользователям. Также имеют место сложности с регулированием: традиционные законы и нормы часто не успевают за быстрым развитием цифровых платформ, что затрудняет их регулирование и контроль.